Роберт Леви
Благодаря отлично локализованной сцене и достоверности звучания, свободном от малейшей зернистости, а также точности воспроизведения всего при 1,6 г прижимной силы, по-настоящему выдающаяся и уникальная головка Statement 1 находится на столь высоком уровне качества, до которого никому до сих пор не удавалось дотянуться. Ее катушки намотаны двумя с лишним метрами провода из чистого золота, иглодержатель выточен из бора, алмазная игла имеет особую эллипсовидную заточку, а корпус выполнен из австралийского дерева Jarrah. Головка Statement 1 потрясла всех, кто приходил послушать мою референсную систему номер один. В фотографически-точном «проецировании» музыкальных образов я услышал такой реализм и такое правдоподобие, каких ни разу не доводилось слышать за все мои 45 лет увлечения винилом, какие бы головки и каких производителей я ни ставил.
Благодаря отлично локализованной сцене и достоверности звучания, свободном от малейшей зернистости, а также точности воспроизведения всего при 1,6 г прижимной силы, по-настоящему выдающаяся и уникальная головка Statement 1 находится на столь высоком уровне качества, до которого никому до сих пор не удавалось дотянуться. Ее катушки намотаны двумя с лишним метрами провода из чистого золота, иглодержатель выточен из бора, алмазная игла имеет особую эллипсовидную заточку, а корпус выполнен из австралийского дерева Jarrah. Головка Statement 1 потрясла всех, кто приходил послушать мою референсную систему номер один. В фотографически-точном «проецировании» музыкальных образов я услышал такой реализм и такое правдоподобие, каких ни разу не доводилось слышать за все мои 45 лет увлечения винилом, какие бы головки и каких производителей я ни ставил.
И этот звук – не просто реконструкция звучания мастер-ленты, как многие называют винил. Statement 1 наполняет музыкальные образы динамической энергетикой, окружая инструменты пространством сцены спереди и сзади, когда играет хорошо записанный диск. Это воспринимается как живость, которая сильнее проявляется по мере разыгрывания головки. А после 50 часов ее работы происходит чудо: последние остатки «зерна» растворяются, и остается чистейшая звуковая сцена высочайшего разрешения. Вы полностью погружаетесь в музыку, врастая в нее своим чувственным восприятием до такой степени, какая вряд ли достижима с какими-либо еще носителям, кроме хорошо записанного винила.
Отдаленные намеки на такое органически безупречное звучание мне приходилось слышать еще в 1978 году, когда у меня была головка Decca Select, и в настоящее время, с головкой Koetsu Rosewood Signature. Головка Dynavector XV-15 обладает чистотой и в определенной степени энергетикой Statement 1, ни одна из этих головок не способны к столь же голографическому и живому представлению сцены, которое можно услышать от Grado. Один из моих аудиофильских собратьев заявил, что это как слушать 3D! Приятно слышать, что Градо за 56 лет своего стремления к совершенству достиг своей цели. К тому же, головка сделана в Америке!
Небольшая заметка по поводу системы, в составе которой я слушал головку. Grado была установлена на тонарм Helius Omega, который был на проигрывателе E.A.R. Disk Master Magnetic Turntable и подключен к фонокорректору E.A.R. 324 Solid Phono Stage с помощью великолепного нового кабеля Kubala-Sosna Elation Interconnect. Он стоит $6000 за метр, но звук того стоит. Этот кабель без какого-либо вмешательства (по крайней мере, я не смог его обнаружить) в характер звука передает 0,5 мВ сигнала с выхода головки на вход фонокорретора, и на сегодня это лучший фоно-кабель из всех, с которыми мне приходилось иметь дело. Фонокорректор был подключен к ламповому предварительному усилителю E.A.R. 912 по балансному интерфейсу. Сетевые и акустические кабели были также марки Elaton. На головке была выставлена прижимная сила 1,6 г, при которой игла Grado прекрасно читала канавки всех дисков, которые я слушал. Дальнейшее уменьшение прижимной силы влекло некоторые потери в энергетике и уверенности. И именно при таком весе воспроизведение звука головкой Grado на тонарме Helius было максимально полноценным. Возможно, с другим тонармом пришлось бы искать иное оптимальное значение прижимной силы.
Воздушный, открытый верх Statement 1 очарователен. И это очень важно. В сцене не слышно ни одного реверберационного призвука, который не был бы привязан к инструменту, от которого он берет начало. Слушая диск за диском, я убеждался, что некоторые фрагменты, в которых, как мне казалось, присутствовало наложение звука с целью украшательства, на самом деле содержали реверберационные компоненты самого инструмента или отражения зала, не читаемые другими головками.Statement воссоздавал и реорганизовывал звуковое пространство в единое и органичное целое. Голоса и инструменты звучали очень выразительно и с таким эффектом присутствия, как будто они на самом деле находились в комнате. Я считаю это настоящим прорывом в производстве головок звукоснимателей. Многие из этих качеств присутствуют и в головках Koetsu и Dynavector, но не в такой степени, как в Grado. Замечательно!
Это здесь музыка живет и дышит. Подождем, когда вы послушаете, как Statement 1 воспроизводит виниловые шедевры Sheffield Lab. Это то случай, когда лучшее становится еще лучше. Инструменты, духовые и все прочие, материализуются в комнате. Ощущение глубины настолько реалистичное, насколько может быть, образы заднего плана сцены такие же четкие, как и переднего. Ваши колонки больше ограничивают пространства свободно парящих в нем звуков. Да, я проверил фазировку головки и поэкспериментировал с ней. Эффект от установки верной фазы положительный и очень значительный. Планы струнных послойно проступают с большей рельефностью, по фронту сцена приобретает более широкие масштабы и выигрывает в динамике и энергетике. Звучание Statement 1 более наполненное и осязаемое, чем у любых других звукоснимателей, что я слышал, а атака звука столь же молниеносна, как моей ZYX Airy 3 (хотя последняя в сравнении с Grado кажется плосковатой). Даже моя любимая головка Koetsu Rosewood Signature несколько менее органична, чем новая Grado. Никогда до сих пор головки Grado так не звучали. Наверное, дело в золотых обмотках катушек. К тому же, Statement 1 лучше всех по точности следования канавке пластинки.
Я говорю это не для того, чтобы блеснуть красноречием, ради Statement 1 я даже решил послушать подборку виниловых дисков Mercury. Достаточно сказать, что я был просто поражен качеством звучания этих старых добрых пластинок. Одна из них, Percy Granger Country Gardens Mercury, звучала так же весело и мощно, как всегда, но на этот раз в звуке появилось больше теплоты, как будто солнце пригрело. Виниловый диск Ховарда Хансона Song Of Democracy прозвучал потрясающе живо. И другие тоже…
Это всегда была сильная сторона Grado, головка но Statement 1 смогла поднять воспроизведение баса на еще более высокий уровень. Плотность и нюансы в текстуре баса тут такие же, как у головок Moving Coil. Для Grado это, несомненно, новое достижение, и на фоне столь безупречных басов восприятие средних и высоких частот также становится более полноценным. Особенно Барабаны, виолончели и контрабасы приобретают невероятную выразительность и органичность, особенно в нижних октавах звукового диапазона. Не проявлялись и выбросы баса в моей референсной системе, имеющей очень ровную характеристику в диапазоне от 22 Гц до 45 кГц.
Достоверная подача музыкальных образов и чувство ритма, свойственное Statement 1, делают эту головку вне конкуренции. Стоит она немало, но намного, намного меньше, чем близкие по качеству европейские и японские изделия, к тому же, она сделана в Америке. Я восхищаюсь динамике, как у головки Decca, деликатности и чистоте звука головки Dynavector, скорости и атаке ZYX, эшелонированию сцены, как у Koetsu. Все эти качества дают свой и важный вклад в качественное воспроизведение винила. Рекомендую познакомиться с принципами MI (Moving Iron) и модуляции магнитного потока, на которых основана работа головок Grado. Внутреннее сопротивление головки удалось уменьшить настолько, что оно составляет всего 2 Ом!
Моя старая четырехлетняя головка Grado Statement Reference была на верном пути. Она звучала очень музыкально и динамично на тонарме VIP19, но еще лучше на тонарме Helius. И, если Reference на удивление хорошо показала себя с лучшими тонармами, неудивительно, что Statement 1 с тонармом Helius Omega может буквально осчастливить любого. Мы знаем, что встречаются удачные, синергические комбинации головок и тонармов, которые оживляют музыку. Интересно, что все мои лучшие головки очень хорошо ладили с этим тонармом. Я не силен в технических вопросах, но могу утверждать, что под этим угадывается какое-то особое явление. Интересно, приходилось ли разработчикам из Grado послушать головки в подобной комбинации. Но в любом случае Statement 1 обыгрывает другие головки по всем параметрам на этом тонарме и проигрывателе E.A.R. Disc Master Turntable. И точка.
Между прочим, хочу поблагодарить Дэна Мэйнвольда, американского дистрибутора Marten и E.A.R., за эту великолепную вертушку и помощь в установке головки, благодаря которой и появилось это ревю. – Роберт Леви / Positive Feedback ISSUE 44